АННА АБДРАХМАНОВА: "ТЕАТР В МОЕЙ ЖИЗНИ НАВСЕГДА, НО ТОЛЬКО НЕ СЦЕНА"!

Сегодня заведующая литературной частью нашего театра Анна Михайловна Абдрахманова отмечает юбилейную профессиональную дату. Вот уже на протяжении 30 лет она активно участвует в жизни театра, объединив в себе сразу несколько обязанностей: от написания стихов и сказок для спектаклей до общей организации репетиционного процесса. Более подробно о ее насыщенной работе мы узнали во время интервью в преддверии знаменательной даты.
1. Анна Михайловна, 30 лет работы в театре - это достаточно весомый стаж. Чем Вас привлекает ваша профессия? Чем она сложна?
Иногда думаю, а что бы я делала, если бы в моей жизни не было театра? Представить невозможно. Сложности и привлекательные стороны профессии – очень относительны. И потом, о какой профессии Вы спрашиваете? У меня их две, и, хотя по исполняемым функциям, казалось бы, очень разные, но я уже не понимаю, где кончается одна и начинается другая. К примеру, я пишу какой-то текст, – для интермедии или для ведущего, или еще для какой-то цели… Как заведующая литературной частью я пишу текст, а как заведующая труппой я заранее представляю, на какого артиста он должен лечь гармонично и естественно. А про сложности… Их много. Как и в любой профессии, если стараешься максимально отдаваться делу. Сложнее всего, наверное, построить взаимоотношения с людьми так, чтобы не просто быть объективной, но и чтобы все эти капризные, ранимые люди – артисты, режиссеры, работники цехов (а они все капризные, ранимые, рефлексирующие, как дети, поверьте мне – другие в театре не приживаются) чувствовали, что я объективна и не отдаю предпочтение кому-то другому, а не ему. К сожалению, от меня много технических вопросов зависит в театре – как построить расписание, кому отдать сцену, кого отправить в репетиционный зал, кому для репетиций надо 5 точек, кому достаточно двух. Вот тут иногда некоторым может показаться, что я не справедливо составляю график. По крайней мере, это самая сложная в сегодняшнем театре задача для меня – быть не просто объективной, но и аргументировано объективной.
2. Насколько нам известно, Ваша театральная история началась еще со школьной скамьи. Расскажите об этом подробнее.
Не совсем со школьной… Я не отношусь к потомственным театральным династиям. В выпускном классе наш класс увлекся театрализованными представлениями, и я была застрельщиком этого процесса. Это для самой было очень удивительно, потому что все годы в школе я была скромной и очень застенчивой девочкой, особо не выделяющейся на фоне других. А тут, видимо, судьба уже вела меня к моему пути. В принципе, тогда я и не знала, что хочу. После 8 класса я благополучно не добрала полбалла на учителя физкультуры, а после 10-го класса завалила химию в рыбвтуз на ихтиолога. Вообще в сознании полный раскардаш!!! И тут, когда я не поступила, судьба привела меня к зданию ТЮЗа, где висело объявление о том, что требуется кассир. Вот и вся история. Дальше, я уже поступала на филфак (для того, чтобы куда-то уехать учиться у меня не было уверенности в себе) в надежде, что когда-нибудь смогу быть зав литом. И все годы обучения в институте я не пропускала ни одной премьеры в ТЮЗе и в драме, и ходила как в храм в театр, точно зная, что вернусь сюда.
3.Когда же интерес к искусству в качестве зрителя перерос в профессиональный путь?
В институте я уже знала, что буду работать в театре. Параллельно с учебой некоторое время я работала в институте методистом на факультете общественных профессий. По большому счету – это координация всей художественной самодеятельности института. Я занималась в студенческом театре. Конечно, мечтала стать артисткой. Но однажды, когда я уже работала в ТЮЗе, на гастролях в Махачкале, Юрий Владимирович Кочетков доверил мне выйти в одной маленькой роли. Я не знаю, что со мой было, но сойдя со сцены, я поняла, что больше туда никогда не пойду, что это не мое – кого-то изображать, говорить чужой текст публично. Тогда я именно так это восприняла. И поняла, что театр в моей жизни навсегда, но только не сцена. С тех пор, кстати, я вообще не выношу публичных выступлений. Какой-то необъяснимый факт.
4. В нашем театре работает достаточно много семейных пар. Ваша семья - не исключение. Как Вам удается разграничивать работу и семью? Или же, наоборот, совместная работа только сплачивает?
Честно говоря, не представляю, чтобы я проводила жизнь с военными или бизнесменом, или с человеком любой другой профессии. Мне кажется, если люди заняты одним делом, они лучше понимают друг друга. Хотя, я теперь уже понимаю, что я обрекла себя на роль няньки на работе и совсем не хочу этого дома. Поэтому о своих проблемах и даже о своих производственных делах дома вообще не говорю. Мы можем говорить о театре как об искусстве, а не как о производстве, с чем мне чаще приходится сталкиваться. А артистам, в том числе и родным, лучше с этим меньше сталкиваться. Как говориться, меньше знают, крепче спят. (шутка)
5. Анна Михайловна, Вы пишете много детских сказок. Ваши произведения ставятся не только на сцене нашего, но и в других театрах. Расскажите подробнее об этом направлении в вашем творчестве?
Писать я начала тоже не сразу. Несмотря на то, что я работала в театре, у меня не было выхода творческой энергии. Я искала много лет. Пыталась стричь близких, изобретая новые стрижки, делала украшения из кожи, из глины, писала стихи в стол. Но потом Нина Ивановна Куликова, журналист, которая всю свою жизнь писала о театре, предложила мне писать в «Волгу» о театре. И предложила даже мне псевдоним, понимая, что я не решусь писать от себя. И я стала писать какие-то статьи. Кстати, в институте нас этому учила Ирина Викторовна Колесова, наш преподаватель по зарубежной литературе, театровед, сама бывшая актриса. Прошло какое-то время, художественный руководитель, в то время Ширяев Никита Андреевич, предложил Валерию Штепину, моему мужу, написать новогоднюю интермедию для игр вокруг елки. Мы стали писать вместе, она получилась практически полноценной сказкой. Потом муж предложил сюжет новой сказки, но в процессе оказалось, что я практически уже работаю одна. Конечно, я советовалась с ним первое время. А еще с Татьяной Ионовой, нашим зав музом и моей подругой. Мы с ней вместе часто писали песни к сказкам и спектаклям. Я – тексты, она - музыку. А дальше я познакомилась с драматургом Юрием Богановым, его сказки шли у нас в театре. Он предложил мне отправить мою сказку на конкурс «Евразия 2010», я и не знала о таких конкурсах. И мой «Царь Тарас и его семья» победил в номинации «Пьесы для детей». Вот так я и стала писать. Иногда. Сейчас все реже. Времени все меньше остается от работы. Театр стал очень активно работать, поэтому времени на хобби практически нет.
6. В завершении нашей беседы, признайтесь, с таким активным образом жизни Вы вообще заметили, как прошло уже целых 30 лет? Расскажите о самых ярких воспоминаниях?
30 лет? Какие 30 лет? Быть не может!)))